Дорогие пользователи, новый сайт находится на стадии наполнения. Приносим извинения за доставленные неудобства. Перейти на старую версию сайта.
К списку новостей

Ярославская художественная мастерская «Реставратор»

26 августа 2021
24 августа в городе Ярославле, по инициативе мэра города Арзамаса А. А. Щелокова, состоялась рабочая встреча представителей Администрации города Арзамаса и Благочиния города Арзамаса с сотрудниками Ярославской художественной мастерской «Реставратор» (директор — Денис Полещук), занимающихся реставрацией икон из Арзамасского Воскресенского кафедрального собора.

Комплексные реставрационные работы в главном храме города ведутся в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас-Дивеево-Саров».

Работы по реставрации икон ведутся ярославскими мастерами в двух городах: Ярославле и Арзамасе. В реставрационные мастерские Ярославля были отправлены иконы из главного иконостаса Воскресенского собора, сейчас там находятся 65 икон. Двенадцать из них уже прошли реставрацию.

Ярославская художественная мастерская «Реставратор» более 60 лет занимается сохранением историко-культурного наследия. Специализируется на реставрации и воссоздании монументальной, станковой темперной и масляной живописи, а также скульптуры, резьбы и мебели. Работу по сохранению произведений церковного искусства из Арзамасского собора ведут профессиональные художники-реставраторы: Чижов Евгений Александрович, Коновалова Наталья Васильевна, Контылева Татьяна Анатольевна.

По словам искусствоведа, заместителя директора по научной работе ЯХМ «Реставратор», заслуженного работника культуры РФ, Татьяны Львовны Васильевой:

«Иконы поступили в мастерскую в разной степени сохранности, поэтому специалистами подбираются индивидуальные методики комплексной реставрации. Есть иконы, поврежденные жучком-точильщиком, что значительно усложняет работу: восстанавливаются утраченные элементы основы, доска обрабатывается специальными составами. После чего ведётся наблюдение за иконой.
Наиболее трудоёмким процессом является реставрация грунта и красочного слоя, имеющего многочисленные разрушения: механические повреждения — царапины, сколы, потертости, а также отставания от основы, шелушения и пр.
На части икон из собора изображения почти не видны. Это произошло потому, что покровный слой со временем темнеет, теряет прозрачность. Из-за этого возникали моменты, когда иконы дописывали или переписывали полностью. В своей работе художник-реставратор должен детально изучить икону, выявить записи и иные вмешательства. Задача реставратора — не переписать или полностью воссоздать икону, а сохранить первоначальную авторскую работу».

Необходимо отметить, что силами специалистов реставрационной мастерской ведется также и реставрация металлических окладов: устраняются деформации, воссоздаются утраченные фрагменты — венцы, накладные элементы, удаляются поверхностные загрязнения.

Как отметила художник реставратор, руководитель работ Наталья Васильевна Коновалова:

«Иконы из Воскресенского собора были написаны талантливыми местными мастерами, практически в одно время в 1830-е годы и специально для интерьеров Воскресенского собора.

Особенность Арзамасских икон в том, что художники использовали так называемые асфальтовые краски. По своему прекрасному коричневому цвету, совершенной прозрачности и легкости они употреблялись преимущественно при лессировке. Краска эта легко смешивается с другими красками, за исключением белой, и при этом сообщает им бархатистость и силу; в слабом же растворе асфальт только оживляет другие краски, как лак. Сушка асфальтовых красок идет медленно; как правило при температуре более 30- градусов, после высыхания, нередко происходит ломка лака и образуется плывущий кракелюр. Перед реставратором стоит сложная задача, сохранить красочный слой и постараться его выровнять».

После завершения комплексных реставрационных работ на каждую икону оформляется соответствующая документация, в которой помимо фотофиксации будет дан подробный отчёт о проделанной работе.

По договору — завершение реставрации икон Воскресенского собора города Арзамаса планируется в декабре 2022 года.

Сфера:Культура
Поделиться:
К списку новостей
Вверх!