Транспорт. Пути выхода.

Сложное экономическое положение предприятия «Арзамаспассажиравтотранс» и пути выхода из кризисной ситуации были рассмотрены в ходе заседания «круглого стола», организованного на предприятии, по инициативе руководителей администрации города, депутатов городской Думы.

Говоря о предварительных итогах финансово-экономической деятельности за первый квартал года, директор АПАТ А. Ракушин отметил, что за этот период наметилась некоторая положительная динамика – убытки предприятия уменьшились и составляют 1млн 600 тыс. рублей, в аналогичном периоде прошлого года они были 7,5 млн рублей. По результатам 2015 года убытки составили 15,5 млн рублей, а кредиторская задолженность 70 млн рублей. Основные расходы предприятия направляются на заработную плату, ГСМ, запасные части. Зарплата на предприятии не индексировалась с 2013 года. Составлен и выполняется график погашения долгов по налогам.

Как отметил руководитель, большая проблема для предприятия – старая техника. В настоящее время из-за поломки автобусов не всегда обеспечивается их 100% выход на линии, иногда срываются графики движения. Население по этому поводу высказывает недовольство. Кроме городских перевозок, на предприятии действует 27 пригородных маршрутов, и практически все они - убыточные.

Первым шагом выхода из сложившейся ситуации является переход на менее затратное газомоторное топливо, а также обновление подвижного состава. АПАТ подало заявку на участие в федеральной программе, в рамках которой намечается приобрести 20 автобусов марки «ПАЗ». В переходный период покупка маленьких автобусов – оптимальный вариант, так как они в несколько раз дешевле автобусов большой вместимости, их в нашем регионе также проще обслуживать.

Другая немаловажная проблема, препятствующая стабилизации ситуации заключается в том, что сейчас в Арзамасе самый низкий тариф на перевозку пассажиров среди муниципалитетов области. Он не пересматривался с 2013 года несмотря на то, что все энергоресурсы, ГСМ значительно подорожали. В соответствии с федеральным законодательством Региональная служба по тарифам (РСТ) в июне – июле этого года передаст по полномочия по тарифной политике в общественном городском транспорте в управление муниципалитетам. Соответственно, появится возможность пересмотреть действующие цены: сейчас проводятся предварительные расчеты, в них также закладывается инвестиционная составляющая, все льготы, предусмотренные для граждан разных категорий, останутся в силе. По словам руководителя АПАТ, экономически обоснованный в настоящее время тариф – 20 рублей. Каким он будет на самом деле, сейчас сказать трудно.

Во всех бюджетах городов области, где есть муниципальные автопассажирские предприятия, заложены средства на их поддержку. К примеру, на Бору на этот год запланировано 18 млн, в Сарове – 93 млн. В Арзамасе такие средства не предусмотрены. Не секрет, что даже в развитых европейских странах общественный транспорт является убыточным и дотируется государством.

Президент ассоциации промышленников О. Лавричев подчеркнул, что размер долга предприятия внушительный, но не катастрофический. Ситуацию вполне можно взять под контроль. Он также предложил написать от имени ассоциации промышленников обращение в министерство транспорта от предприятий, выполняющих оборонный заказ, о необходимости поддержки АПАТ, потому что на таких предприятиях трудятся люди из города и района, и хорошо налаженное транспортное обслуживание людям необходимо, иначе будут проблемы другого порядка. Арзамас – крупный промышленный центр и здесь обеспеченность предприятий трудовыми ресурсами зависит и от населения, проживающего в населенных пунктах района. И если человек не сможет приехать на работу, то это будет большой проблемой для предприятия. Таких рисков не должно быть.

Как отметил Ю. Гаврилов, возглавлявший АПАТ более двух десятков лет, важно сохранить на предприятии ремонтную базу. Кроме того, не следует забывать о капитальном ремонте автобусов, благодаря чему, на несколько лет продлевается срок эксплуатации старой техники. Ни в коем случае нельзя уменьшать количество автобусов на маршрутах. Это одна из первых причин сокращения доходной части бюджета предприятия. Пассажирское предприятие – это кровеносный сосуд экономики и всей социальной инфраструктуры города. Без этого и город, и район жить и развиваться не могут. Поэтому важно, чтобы и администрация района оказывала поддержку предприятию.

Депутат, главный инженер АПЗ Д. Климачев, выступил с инициативой переоснащения ремонтного цеха и предложил конкретную помощь за счет передачи АПАТ оборудования с АПЗ. Завод также может поделиться опытом по содержанию и уборке территории предприятия.

Участники «круглого стола» сошлись во мнении о том, что следует создать рабочую группу, которая будет ходатайствовать перед городской исполнительной и законодательной властью о сохранении предприятия.

Депутат А. Тюрин отметил, что в Гордуму будет внесено предложение от фракции «Единая Россия» по корректировке городского бюджета для возможной поддержки предприятия и компенсации затрат на социальные перевозки.

Подводя итог, первый заместитель главы администрации В. Ершов, отметил, что муниципальное транспортное пассажирское предприятие в Арзамасе должно функционировать и работать эффективно. Поэтому главная задача сейчас - поддержать в трудный момент коллектив, протянуть ему руку помощи и дать импульс к развитию.

Часто используемые теги