Предприятие необходимо сохранить и развивать

– Алексей Владиславович, предприятие сегодня переживает нелегкие времена. Его проблемы касаются всех горожан и сельчан, пользующихся общественным транспортом. Насколько плачевна ситуация в сфере пассажирских перевозок?

– Ситуация, конечно, сложная. Главная проблема, требующая оперативного решения, – обновление автопарка. Все мы видим, что наши автобусы физически и морально устарели, есть такие, которым более 20 лет. Неудивительно, что техника часто выходит из строя, отсюда и перебои в графике движения. За прошлый год убытки предприятия составили тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей. Кредиторская задолженность – семьдесят миллионов рублей. А так как дотаций мы не получаем, приходится самим изыскивать возможности для того, чтобы сохранить социально значимое предприятие.

– Насколько известно, в этом направлении есть уже первые положительные результаты...

– Говоря языком цифр, за первый квартал этого года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) значительно сократились убытки. Если в 2015 году они составляли 7,5 миллиона рублей, то в этом – 1,6 миллиона рублей. Это стало возможным за счет оптимизации расходов предприятия на приобретение запчастей, горюче-смазочных материалов. Благодаря конструктивным переговорам с поставщиками мы сейчас их приобретаем по более низким ценам, иногда в рассрочку, при этом не уменьшая объемы закупок. Более того, нам удалось обеспечить запас необходимых деталей, чего раньше не было.

Для стабилизации ситуации находим дополнительные источники привлечения средств. Так, у АПАТа есть возможность сдавать площади в аренду. Большие надежды возлагаем и на участие в федеральной целевой программе, в рамках которой возможно приобретение нового транспорта (а именно ПАЗов в количестве 20 штук). Программой предусматривается закупка техники путем софинансирования (70 процентов – средства федерального бюджета, 25 процентов – средства предприятия, 5 процентов – городского бюджета). Мы подготовили все необходимые документы на участие в данном проекте, подали заявку, надеемся на положительный ответ.

– И всё-таки самостоятельно, без инвестиционных вложений, предприятию трудно решить проблемы. На ваш взгляд, будет ли оказана помощь со стороны городской администрации, депутатов, ассоциации промышленников, членом которой, к слову, вы являетесь?

– Я думаю, все заинтересованы в том, чтобы в городе не просто был сохранен, но и развивался муниципальный общественный транспорт, который выполняет свою роль в развитии экономики и социальной сферы. Ведь предприятие не только обеспечивает приемлемую стоимость услуг в сфере пассажирских перевозок, но и дает возможность льготной категории граждан на льготных же условиях пользоваться общественным транспортом. А также осуществляет маршруты, которые можно назвать сверхубыточными.

На сегодняшний день, к сожалению, рассчитывать на дотации не приходится. Но уже разработан бизнес-план предприятия на три года, который пройдет согласование с администрацией Арзамаса, с министерством транспорта. В рамках проекта предусматривается помощь из городского бюджета. Есть надежда на то, что депутаты рассмотрят вопрос софинансирования АПАТа, откликнутся на наше обращение о льготном налого-
обложении.

Ассоциация промышленников старается разработать комплекс мер в поддержку АПАТа. В частности, ее президент О. В. Лавричев готов помочь оборудованием с АПЗ, которое для производственных целей завода уже неэффективно, но остается высокотехнологичным для нашего ремонтного подразделения.

– Это правда, что вы собираетесь баллотироваться в депутаты городской Думы?

– Возможно, по первому округу на освободившееся депутатское место. Рассматриваю этот вопрос с той целью, чтобы лоббировать интересы предприятия. Став депутатом, у меня как руководителя АПАТа возрастут шансы внедрить в жизнь тот комплекс мероприятий, который направлен на урегулирование сложившейся ситуации. Это даст возможность не просто пережить кризис, но и найти пути для дальнейшего развития общественного транспорта.

– Как бы высок не был процент изношенности автобусов, они все же выходят на линию. К примеру, в муниципальном транспортном предприятии Нижнего Новгорода «полному» списанию подлежат 200 автобусов.

– Из 135 единиц имеющейся у нас техники в рейс выходят 95–100. 15 автобусов можно назвать полностью непригодными к эксплуатации.

– Сколько сегодня маршрутов обслуживает АПАТ, можно ли их изменять, дополнять по просьбе населения?

– В городе 15 автобусных маршрутов, а в районе – 25. Что касается пути следования автобусов, то, конечно, мнения граждан учитываются. Если население выходит с инициативой, то предложения рассматриваются на местном уровне, а затем согласовываются с министерством транспорта Нижегородской области.

– Во многом экономическая устойчивость предприятия зависит от тарифов за проезд. Цена билетов не повышалась уже три года, в связи с этим...

– … неизбежно повышение цен, но оно будет минимальным (с 16 до 18 рублей). Общественный транспорт во всем мире убыточен: цена билетов не покрывает себестоимость перевозки пассажиров. Убытки возмещаются за счет дотаций из бюджетов различных уровней. Это один из вариантов защиты населения и интересов предприятий общественного транспорта. В нашем случае, увы, этого нет. Но это не значит, что такие предприятия, как мы, должны покрывать убытки за счет кошелька граждан. С 1 июля планируется, что региональная служба по тарифам передаст полномочия местным органам. И хотя тарифы будут устанавливаться на местах, есть предельно допустимая планка.

– Некоторые арзамасцы, ссылаясь на опыт других городов, считают, что, возможно, будет лучше, если предприятие перейдет в частные руки или появится рынок пассажирских перевозок, где конкурентами будут выступать частные извозчики и муниципальный транспорт.

– В той ситуации, в которой мы сейчас находимся, предприятие не сможет быть конкурентоспособным по отношению к частнику, оно погибнет. Конечно, когда у потребителя есть выбор, когда сфера обслуживания развита, это хорошо. Но не стоит забывать о том, что если муниципальное предприятие погибнет или будет отдано в частные руки, вопросы ценовой политики будут решаться в меньшей степени с учетом социальной защищенности граждан. Следует учитывать и то, что сегодня АПАТ прокладывает маршруты зачастую очень убыточные, особенно по району. Вряд ли частник будет осуществлять нерентабельные перевозки.

Я считаю, что главное сейчас не утопить предприятие, сделать все возможное, чтобы оно стабильно работало и развивалось, чтобы повысить качество услуг, чтобы сохранить его опытные квалифицированные кадры, которые, к слову, делают все возможное для удобства пассажиров города и района.

Для справки

Алексей Владиславович Ракушин родился в семье военного в Оренбургской области. Имеет два высших образования: педагогическое и экономическое. У него большой опыт работы на руководящих должностях. В частности, до недавних пор был региональным директором группы компаний «Гармония». Со второго февраля возглавляет МУП «Арзамаспассажиравтотранс».

 Женат, отец троих детей. Ведет активный образ жизни, спортивен. Одно из серьезных увлечений – подводная охота. По складу характера спокоен, открыт и доброжелателен, имеет хорошо развитое чувство юмора.

Часто используемые теги